Акафист и Молебен с чтением акафиста, в чем разница

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь
Дорогие Братия и Сестры!

Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.



Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.


Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве, как к главной части Богослужения, именно поэтому Акафист читается в православных храмах, как «соборная молитва».



Молебен с чтением акафиста – что это?

В христианской вере есть много разных понятий, которые для многих людей являются неизвестными. Молебен представляет собой непродолжительное Богослужение, которое совершает Священник. Каждый человек может заказать Молебен о здравии себя, своих родственников и других людей. Молебен может быть и хвалебным.



Молебен с акафистом – что же это?

Молебен, когда Священник читает хвалебное песнопение, посвященное Святому, к которому обращаются в молитвах, и называется Молебном с акафистом. Общественный Молебен обычно совершается после Литургии и может проходить как утром, так и вечером. Допускаются и частные Молебны, которые могут совершаться не только в храме, но и на дому. Последование Молебна с акафистом только в праздничные дни совершается в центре храма. Что касается обычных дней, то это проходит перед иконой Святого, к которому обращаются и восславляют.

Молебен с акафистом должен проходить стоя, поскольку сидеть запрещено. Наиболее известный Акафист посвящен Пресвятой Богородице. Состоит он из 25 песен, в которые входит 13 Кондаков и 12 Икосов. В Кондаках рассказывается сжатое содержание праздника или история жизни Святого. Икос представляет собой песнь, которая восславляет и прославляет Святого или праздник. В конце каждого Молебна читается молитва, кому именно проходило служение. После этого Священники сообщает всем людям, что Молебен закончен и называется это «Отпуст».



Чем отличается Молебен от Сорокоуста?

Сорокоуст — это так называемая треба, складывающаяся из 40-ка Литургий (церковных служб). Молебен же — это «молебное пение» адресованное Господу, Богородице, Святому и т.п., и служится только о здравии (за исключением Молебна, Молебна с Акафистом «За единоумершего»). Сорокоуст (как и другие требы) бывает не только со сроками исполнения 40 дней, но и на другие, более длительные сроки, вплоть до «навечно».



Как подавать записки на Молебен?

Для того, чтобы Батюшка помолился вместе с самим молитвенником на Молебне, необходимо подать в церковную лавку Записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.

Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? — Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).

Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия — Димитрия, Ивана — Иоанна, Татьяны — Татианы).

Фамилию, родство, гражданство — писать не нужно, можно лишь указать нужду — болящего, воина, путешественника.



Акафист, Канон и Молебен — в чем разница?


Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или Святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 Кондаков и 12 Икосов (“Кондак” – краткая хвалебная песнь; “Икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а Кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом Икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый Кондак, а все остальные Кондаки припевом «аллилуия».

Первый из известных Акафистов – Акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.



КОНДАК

Словом «Кондак» (греч. «κόντάκιον») сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или Святому. Иногда Кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.
При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый Кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».



ИКОС

Икос (греч. «oikos» – дом) более пространно передает содержание Кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от Кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. «радуйся») – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен Акафист.

Икос и Кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что Кондак короче, а Икос пространнее: Кондак – тема, а Икос – развитие её. Посему Икос всегда читается после Кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один «глас». Относительно размера, изложения и «гласа» Кондак и Икос не служат образцом для других песнопений последования.



Что такое акафист и как правильно его читать?

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает Акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.



Правила прочтения Акафиста Святым

Что такое Акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, Святым угодникам, Ангелам, Архангелам.



Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

Кондаки — 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
Икосы — 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».
Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.


Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей — им разрешено читать его сидя, в крайнем случае — лежа.

Акафист, в переводе с древнегреческого языка, означает «неседальное пение». Поэтому «торжественный гимн» исполняется всегда в положении стоя.
По благословению Священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.

Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.

После их прочтения читают Акафист и молитву.



Зачем читают Акафист? Кого просить о помощи?


Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.



Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родовспоможения;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением Акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится «гимн», где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.



Сила Акафиста

«Хвалебная ода» поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым «священная песнь» наполняет ее радостью, счастьем и гармонией.

При самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня.

Если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться со Священником, то после совершения «хвалебной песни» сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином.

Акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги — главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.



Водосвятный молебен с акафистом

Молебен — это особое Богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Вода освящается особым чином:

Для «водосвятия» на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.

Священник начинает чтение Псалмов, Тропарей, совершается крещение и каждение воды.

По окончании Молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения Молебного чтения, она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.



Канон и Акафист: что это такое, и чем они отличаются?


В православной Богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы познакомим Вас с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним Кондакам.

Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний Кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются Икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются Кондаками), которые заканчиваются рефреном «Аллилуия», и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. «хере» — «радуйся»), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в Кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все Икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в Икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики «parallelismus membrorum» — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание «гимна» распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й Икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й Икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или Святого. Входит в состав Богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из Ирмоса и нескольких Тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых Канонов Тропарей больше, например в Великом Каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями Канона, а в настоящее время читаются только на Богослужениях утрени Великого поста).

Число песен Канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные Каноны употребляются в Богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий Канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные Каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой Канона, выраженной в Тропарях. Между 8 и 9 песнями Канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих Канонах Ирмос и Тропари метрически схожи, что позволяет петь весь Канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому Ирмос поется, а Тропари читаются. Исключение составляет Пасхальный Канон, который поется целиком. Мелодия Канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр Канон появился в середине VII в. Первые Каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

В последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы» .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот Канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое Богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю Славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.



Главные произведения церковной гимнографиии – Канон и Акафист. Каноны писаны Святыми отцами, которые по своей духовности стояли и продолжают стоять намного выше обычных мирян. Их произведения отличаются особым богословствованием и проникновенностью, не всегда понятной простому человеку. Однако, “всякое дыхание да хвалит Господа”, и, начиная примерно с VI века, в Богослужебной практике появляется традиция читать Акафисты – произведения более простые и легкие для восприятия.



Что такое канон и акафист?

Канон – жанр церковной гимнографии, главное произведение, прославляющее Святого или праздник. В нем ветхозаветные события изливаются и отражаются в новозаветных.

Акафист – жанр церковной гимнографии, содержащий похвалы Богу, Богородице, святым и праздникам, начинающиеся словом “Радуйся”. Он прославляет события новозаветные.



Сравнение канона и акафиста

В чем же разница между каноном и акафистом?

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся Ирмосом и заканчивающихся Катавасией. Как правило, в Каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном Каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие Каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, Тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой Кондаков и Икосов.

Кондаки более краткие, Икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко Святому, не имеет в паре Икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й Икос и 1-й Кондак.

Каноны составлены Святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда Акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в Богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни Канона Священник произносит Малую Ектению. Вслед за этим поются или читаются Седальны, Икос и Кондак. На каноне утрени, после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько Канонов. Строфы Акафиста не разделяются Ектениями. Одновременно может прочитываться только один Акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на Молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный Богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются Акафисты на Молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена Каноны полностью пелись. Теперь, как правило, Тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Каждая песня Канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается.

Акафист, в отличие от Канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.



Храни Вас и Ваших близких ГОСПОДЬ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.