Успенский пост

Пост по названию предстоящего праздника называется Успенским. Наступает он спустя месяц по прошествии Петровского поста и, в отличие от других многодневных постов в году, является самым непродолжительным.

Успенский пост открывается празднованием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Сей праздник уходит своими корнями в Константинополь 9 века, а с 13 века он был утвержден повсеместно. Истоками праздника послужили частые недуги, случавшиеся каждый год в августе в Константинополе из-за летней жары, нехватки питьевой воды и различных эпидемий. Две недели этого месяца часть Животворящего Древа Креста Господня торжественно носили по городу, совершая службу и вознося молитвы Спасителю об отвращении болезней. Также этой датой Православная Церковь вспоминает победу над поволжскими болгарами святого благоверного князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Моля о помощи в сражении Пресвятую Богородицу, князь взял на битву иконы Спасителя, Богородицы и Честного Креста. Предание гласит, что необозримые огненные лучи покрыли русские войска, и тогда они одержали победу с помощью чудотворных икон. Посему и случилось установление празднества Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

Пост, утвержденный в честь Успения Пресвятой Богородицы, является одним из древнейших в православии. Указание на него есть в беседе богослова Льва Великого, относящейся к 450 году. В 5 веке уже соблюдалось четыре поста в году, приходящиеся на каждое из времен года, причем Успенский пост значился осенним, несмотря на летний месяц. Окончательно дата и сроки Успенского поста были установлены в 1166 году в Константинополе.

Воздержание в Успенский пост по церковному уставу является строгим. Как же правильно проводить дни такого поста? Прежде всего, тем, кто только начинает соблюдать постные дни, необходимо помнить, что приучать себя к посту нужно постепенно. Если начать строгий пост резко и необдуманно, он не сможет быть полезен ни душе, ни физическому здоровью, не произойдет тогда духовного и телесного очищения, ради чего и постится верующий человек. Пост не должен быть в тягость, не должен восприниматься как недобровольное ограничение. Нужно определить для себя меру принимаемой пищи в день и постепенно убавлять ее количество, помня о главном правиле: еда не должна отягощать сердце, радостное пощение ведет к Богу. Пост показывает нам, что для жизни и здоровья вполне достаточно простой пищи, а изысканные блюда – это излишество. Пост также показывает, к чему пристрастен организм, и от каких пороков следует избавляться. Постясь, мы осознаннее обращаем молитвы к Богу и размышляем о Божественном. Успенский пост призывает следовать образу жизни Богородицы, которая перед переходом к вечной жизни беспрерывно пребывала в посте и молитвах. Для поста телесного необходимо воздержаться от обильной пищи, употребляя постные продукты, для поста духовного – от бурных развлечений и пагубных привычек, стремясь к добродетелям. Разрешается есть фрукты, овощи, крупы, грибы, мед, орехи, хлеб. Яйца, молочные и мясные продукты из рациона исключаются. Меру своего поста лучше обсудить с духовником, опираясь на свои возможности. Ведь ограничение в приеме пищи не самое главное в соблюдении поста. Гораздо важнее выдерживать пост в молитвах, с праведными мыслями, избегая плохих поступков и эмоций. Постящиеся стремятся с Божьей помощью победить свои недостатки, воздержаться от страстей, не осуждать близких и не ссориться с ними, а отказ от скоромной пищи помогает в этом.
Благослови, Господи, пройти этот пост во спасение души!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.