Что такое ЖИЗНЬ?

Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком. (Ин.10:10)

+++

Жизнь:

  • в первичном и истинном смысле: Бог (Ин.14:6);
  • форма существования Божьих творений, объединяемых общим понятием «живое существо»;
  • период существования живого организма от появления на свет до гибели, смерти;
  • образ существования Бога, ангелов, людей (например: Божественная жизнь, ангельская жизнь, христианская жизнь).

+++

Всякая тварная жизнь (ангелов, человека, животных, растений) не имеет основания в самой себе, но получена от Бога в результате акта творения, поэтому тварь в отличие от Бога обладает жизнью не по сущности, а по причастию к Богу. По словам блаженного Августина: «нет такой жизни, которая была бы не от Бога, поскольку Бог есть высшая Жизнь и сам Источник жизни».

От Бога жизнь даруется творению в качестве динамической способности к самостоятельному развитию и совершенствованию, а в случае человека – также к уподоблению Богу и обо́жению. Благодатное участие в жизни Христа, доступное человеку посредством таинств Церкви, и прежде всего Евхаристии, преображает его жизнь, уподобляя ее вечной Божественной жизни. Будучи «храмом Божиим», в котором живет Дух Божий (1Кор. 3:16), человек призван постоянно соотносить свою жизнь с ее Божественным основанием, при этом конечной целью человеческой жизни признается ее возвращение к Божественному Источнику и вечное пребывание в Нем.

Жизнь человека состоит из двух этапов: временной, земной и вечной, небесной. Физическая жизнь человека начинается с момента зачатия, духовное рождение – приобщение к духовной, вечной жизни с Богом – с момента Таинства Крещения (оно может быть и не реализовано человеком практически: по этому поводу Апостол Павел пишет: мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14).

+++

Исходя из того, что природа человека представляет собой единство тела и души, то, для гармоничного развития и исполнения цели своей жизни, он должен:

  • уяснить источником своей жизни Бога, её целью – обо́жение, живым образцом и примером – Бога воплотившегося – Христа Иисуса;
  • поддерживать жизнеспособность не только тела, но и души; правильно понимать и организовывать духовную жизнь;
  • выстроить в себе правильную иерархию, т.е. не телесные желания должны руководить душой, а душа должна руководить телом.

+++

В Евангелиях используются три греческих слова, передающие различные аспекты понятия «жизнь».

«Bios» указывает на повседневную жизнь и жизнеобеспечение.

«Psyche» обозначает сознающую себя индивидуальную самость, что часто может переводиться просто личным местоимением.

«Zoe» обычно означает жизнь, понимаемую как дар Бога; с этим существительным часто сочетается прилагательное «вечный» («aionios«).

+++

«Жизнь – драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах… Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас».

(свящ. А. Ельчанинов)

+++

«Бог есть Жизнь, и если мы не принимаем Его, мы не принимаем Жизнь. Человек живёт без Бога и говорит: “Ну и что из того?”. И это это “ну и что” есть ад…».

(иеромонах Рафаил (Нойка))

+++

«Единственная польза от здешней жизни здесь в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого».

(cвт. Григорий Богослов)

+++

Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, а не он ей. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение: он и не знает, зачем он живёт.

(прп. Нектарий Оптинский)


Аминь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.