Аккламация

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь

Дорогие братия и сестры!
Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте
Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.

Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»


Акклама́ция (лат. acclamatio, греч. ἡ προσφώνησις, τὸ ἐπιφώνημα — восклицание, возглашение) – словесная (выраженная в тексте или нет) или словесно-мелодическая формула, которая пропевается хором и/или народом в ответ на возглас, благословение, обращение или литургическое действие священнослужителя.

Аккламации довольно часто встречаются в Античности, например, возглас «Io triumphe!» («Да здравствует победа!») – возглашался народом и войском, после возвращения последнего с триумфом и победой из военного похода. Другой пример – «Bene et praeclare» («Отлично и ясно»), «Belle et festive» («Изящно и остроумно»), «Non potest melius» («Нельзя лучше») – возгласы во время публичных выступлений, служащие для одобрения и признания ораторского искусства выступающего. Большая часть из них представлена в виде респонсория, то есть в виде ответной аккламации (в церковной литургической практике большинство аккламаций являются респонсориями). Также существовали аккламации для театральных и цирковых выступлений, аккламации в Колизее и пр.  Во врем бракосочетаний было принято использовать возгласы, которые имели литургический характер: Io Hymen hymenaee! (Ура Гименею и свадьбе!) или Talassio! – так как Гименей был греческим богом свадьбы, в то время как Талассий его римским аналогом. Также существовала традиция выражения недовольства через аккламацию (acclamatio adversa), которая зародилась в римском сенате. Как правило, через аккламацию выражалось одобрение или неодобрение тех или иных законов и постановлений. В конечном итоге, аккламации стали частью процессуальной практики римского законодательства, так 01 ноября 331 года св. имп. Константин Великий принимает указ, разрешающий городскому населению выражать одобрение или неодобрение действиям наместникам провинций, во время осуществления ими правосудия. Таким образом, норма, зародившаяся в сенате, становится достоянием и политическим инструментом широких масс.

Примеры аккламаций встречаются и в Ветхом Завете, то есть в иудейской культуре («Аллилуия», «Аминь», «Осанна»).


Аккламация в христианстве

Итак, аккламация являлась довольно распространённой античной практикой, а также присутствовала в Ветхом Завете и в литургической практике синагог эллинистического периода. Ранняя Церковь тоже использовала эту литургическую форму (не только через заимствование, но и через сочинение собственных аккламационных формул).

Так ранняя Церковь уже знала ветхозаветные аккламации:

  • «Аллилуия» (евр. «восхваляйте Господа») – аккламация возглашалась певцом с призывом к народу воздать славу Богу (примеры: 117:1; 135:1,3; 148:1–4).
  • «Аминь» (евр. «да будет так») – аккламационная формула для подтверждения сказанного (в Септуагинте в большинстве случаев передается греч. словом «γένοιτο»). В Новом Завете «аминь» (в виде прямой греч. кальки с евр. ἀμήν) употребляется крайне широко и именно в таком виде и входит в литургическую практику Церкви. 
  • «Осанна» (арам. ܐܘܫܥܢܐ (у́шано, двусоставное слово) — «спаси же!», греч. ωσαννά, лат. Hosanna; ивр. ‏הושיעה נא‏‎, хоши́а‑на) – аккламационная формула для хвалебного, но при этом просительного обращения.

Также ранняя Церковь использовала аккламации из литургической практики античных эллинистических синагог:

  • «Един Бог» (греч. «Εἷς Θεός») – эта фраза встречается в Мк 10:18Рим 3:30. Эти возгласом подчеркивается идея монотеизма и особого положения Бога относительно творения.
  • «Анафема» (греч. «ἀνάθεμα») — провозглашение отлучения от Церкви, со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Анафема» является великим отлучением, то есть подразумевает полный отказ от согрешившего члена общины, в то время как малое отлучение (ἀφορισμός) обычно обозначает временный запрет на участие в Таинствах или, например, временный запрет в служении. В иудейской синагогальной традиции «анафема» (иногда можно встретить иное слово — חרם (herem) использовалось в качестве инструмента дисциплинарного взыскания с тех, кто планомерно нарушал ритуальной распорядок жизни синагоги [1].

«Во веки» (греч. «εἰς αἰῶνα») – возглас служащий утверждением продолжительности того, о чем сообщалось в ранее озвученном тексте.

Собственно христианские по происхождению новозаветные аккламации:

  • «Господь Иисус [Христос]» (греч. «Κύριος ̓Ιησοῦς [Χριστός]») – эта мысль встречается в Рим.10:91Кор.12:3Флп.2:11) – возглас подтверждающий божественную природу Господа Иисуса Христа.
  • «Маранафа» (греч. «Μαραναθα», от арам. «Господь грядет», или «Гряди, Господи») – встречается в 1Кор.16:22, возглас используется совместно с аккламацией «анафема», чтобы подчеркнуть с одной стороны скорое пришествие Христа, то есть общее эсхатологическое ожидание, а с другой стороны для того, чтобы подчеркнуть неминуемость наказания для нераскаявшегося грешника.

Позже литургическая традиция христианства пополнялась многими новыми аккламационными формулами. Некоторые из них едины как для церквей Запада и Востока (некоторые существуют лишь в рамках славянского и византийского обряда.

К первым можно отнести:

  • «Господи помилуй» (греч. «Κύριε, ἐλέησον»);
  • «И духови твоему», «И со духом твоим» (греч. Καὶ τῷ πνεύματί σου, Καὶ μετὰ τοῦ πνεύματός σου, лат. Et cum spiritu tuo);
  • «Имамы ко Господу» (греч. Εχομεν πρὸς τὸν Κύριον, лат. Habemus ad Dominum);
  • «Достойно и праведно» (греч. Αξιον καὶ δίκαιον, лат. Dignum et iustum est);
  • «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (греч. Αγιος, Αγιος, Αγιος Κύριος Σαβαώθ̇, лат. Sanctus, Sanctus, Sanctus Deus Sabaoth);
  • «Аксиос» (греч. Αξιος, лат. Dignus est — Достоин).

Для византийского обряда характерны следующие аккламации:

  • «Милость мира» (греч. Ελεον εἰρήνης̇, иногда Ελεος̇ εἰρήνη̇ — Милость, мира или Ελαιον εἰρήνης̇ — Елей мира);
  • «Тебе поем» (греч. Σὲ ὑμνοῦμεν̇);
  • «И всех и вся» (греч. kαὶ πάντων καὶ πασῶν — [помяни, Господи,] и всех [мужчин], и всех [женщин]);
  • «Повели» / «Повелите» / «Восстаните» (греч. kέλευσον, kελεύσατε)
  • «Многая лета» (греч. πολυχρόνιον) [2].

Церковная литургическая практика также знает свои примеры acclamatio adversa, то есть выражения неодобрения. Так, возглас «аксиос» исполняемый при рукоположении кандидата в диаконы или священники и означающий одобрение этого кандидата, в редких случаях заменяется церковным народом на «анаксиос» (греч. ἀνάξιος – недостоин).

Примеры использования аккламации в целях выражения неодобрения в христианстве

История древней Церкви и современности знает несколько прецедентов исполнения «анаксиос» вместо «аксиос»:

  1. Поставление Демофила Патриархом Констанстинопольским (370 год) [3]
  2. Снятие облачения при извержении из сана Патриарха Игнатия (857 год) [4];
  3. Возведение иеродиакона Игнатия (Тарасова) во иеромонаха в Санкт-Петербургской духовной академии (апрель 2000 года) [5]. 2 марта 2021 года он, но уже будучи в епископском сане, будет запрещен в служении решением Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви.
  4. Возведение в сан архимандрита иеромонаха Владимира Ракка в Токмакском монастыре преп. Амвросия Оптинского (Запорожье) в мае 2013 года [6].

Примечания:

[1] Jacob Voorsanger, Kaufmann Kohler. Anathema (Greek ‘Aνάθημα; Hebrew ; Aramaic ) 

[2] Православная энциклопедия. Аккламация. 

[3] Блаженный Феодорит Кирский. Церковная история.

[4] Православная Энциклопедия. Игнатий.

[5] Собрание студентов Санкт-Петербургских духовных школ от 17 мая 2000 г. Студенты проявляют церковное сознание. 

[6] Валерий Отставных. Архимандриту кричали «Не достоин», но архиерей не стал слушать народ и возвел ставленника архимандритом. 


Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.

treby-hram@mail.ru



Храни вас и ваших близких Господь!