Астрология

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь

Дорогие братия и сестры!
Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте
Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.

Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»


Астроло́гия (греч. ἀστρολογία) — вид гаданий, основанный на взаиморасположении небесных тел в определенные моменты времени.


Может ли православный христианин что-то почерпнуть для себя из астрологии?

Из истории Церкви мы знаем, что святые отцы нередко использовали те или иные достижения языческих наук (например, философии), чтобы преобразить их и поставить на службу православной церковной жизни. Однако такое сравнение вовсе не применимо к астрологии, потому что последняя – это откровенное служение темным силам и ни к чему хорошему, следовательно, нас привести не может. Человек может даже не заметить того, как он, все более и более уповая на гороскопы, в то же время все менее и менее принадлежит Христу. Увлечение астрологией – это не что иное, как отвержение двух основных принципов взаимоотношения человека с Богом: Промысла Божия и свободы воли человека. Увлекаясь астрологией, человек тем самым минимизирует или даже отрицает участие в его жизни Бога. Каждый из нас получил от Всевышнего бесценные дары – разум и свободу – для того, чтобы использовать их во благо своей собственной души и своих ближних, но в итоге мы добровольно обесцениваем их и подчиняем себя слепому року. Необходимо помнить, главная цель человека – достижение Царства Божия – не зависит от того, когда, где и под какой планетой он родился, но только от того, насколько его сердце было открыто пред Господом.


Нередко описания знаков Зодиака соответствуют характеру и типажу человека. Как это объяснить?

Человек верит в то, что он хочет верить. Нередко популярности астрологических «прогнозов» способствуют и особенности человеческой психики. Доверие астрологических гороскопам можно объяснить, например, эффектом Барнума, согласно которому людям свойственно крайне высоко оценивать точность описаний и характеристик их личности в том случае, если эти описания неопределённы и достаточно обобщены и созданы «индивидуально» для конкретных людей. Человек автоматически подстраивает такого рода описания под себя, особенно если они позитивны и авторитетны для него.


Существуют ли какие-либо церковные постановления, запрещающие заниматься астрологией?

В Дидахе, церковном руководстве конца I – начала II веков, давалось предупреждение: «Не будь … ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение». На Лаодикийском соборе (середина IV века) в правиле 36 астрология была запрещена, а астрологи отлучены от Церкви: «Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами». В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» астрология перечислена в ряду лжеучений наряду с язычеством, теософией и спиритизмом.


Что говорили об астрологии святые?

Григорий Богослов считал, что астрология оскорбляет Божественный промысл: «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина».

Иоанн Златоуст, толкуя Книгу пророка Исаии, в которой говорится об астрологах, пишет: «Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, пророк говорит: они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо. «Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени» (Ис.47:14). Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут».

Блаженный Августин так отвечал тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы соответствуют действительности: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество».

Иоанн Дамаскин свидетельствовал, что астрология отрицает человеческую свободу и Божественное достоинство: «Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях».


Относится ли астрология к знамениям, которые ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф.12:39)?

В христианстве под знамениями понимаются не астрономические явления, а чудесные явления и знаки. Поскольку чудо по своему смыслу превосходит обычный порядок вещей, а астрология, в своих «прогнозах», опирается на естественное «движение» звезд и планет, постольку между христианским отношением к знамениями от Бога и отношением «рода прелюбодейного» к «знамениями» от астрологов – принципиальная разница. Что же касается повседневного, намеренного поиска знамений, то таковое в православном христианстве крайне порицается: «Род лукав и прелюбодейный знамения ищет» (Мф.12:39). По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) «Прошение „знамения с небесе“ было не столько прошением чуда, сколько насмешкою над чудесами Богочеловека и выражением невежественного, превратного понятия о чудесах»; «в… состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения».


Нет ли некоторого намека на астрологию в Вифлеемской звезде?

Традиционная отсылка астрологов к Вифлеемской звезде с древности встречала критику христианских богословов. Так, Григорий Богослов пишет: «Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде-благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве».


Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?

Писатель-апологет Г. К. Честертон очень точно подметил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Человеку проще жить, думая, что все вокруг происходит только по некоему чисто механическому стечению обстоятельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не требуются никакие нравственные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще подстроиться под результаты гороскопов? Кроме того, человеку после грехопадения всегда хотелось заглянуть за грань неведомого, узнать свое, пусть даже и самое ближайшее, но будущее. И в этом мы тоже видим расхождение со святоотеческой традицией. Многие подвижники знали свое будущее, например, время своей кончины, однако они не искали подобных знаний: Сам Бог открывал Своим избранникам час перехода в Вечность для того, чтобы они могли максимально подготовиться. Но сегодня, к сожалению, люди хотят узнать свое будущее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нравственнее, духовнее: они делают это в основном для тех или иных мелочных, меркантильных целей, например, чтобы более выгодно вложить деньги, развивать свой бизнес или избежать каких-нибудь неприятностей, что является признаком того, что мы не верим Богу, не надеемся только на Него, но сами своими силами стремимся обустроить собственную жизнь. И в такой жизни, к сожалению, места для Бога попросту не остается.


Как к астрологии относится современная наука?

С точки зрения современной науки астрология является типичным лженаучным учением [см., например: Гинзбург В. Л. Религия и наука. Разум и вера. – статья Нобелевского лауреата, академика РАН] и разновидностью гадательной магии. При этом наука признает, что на определенном этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания. Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук («биология», «археология» и т. д.), современным ученым приходится постоянно разъяснять, что астрология носит такое название только как дань традиции. Убеждение ученых в том, что астрология – псевдонаука, основывается на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией. Нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии. Также имеет место спекуляция астрологов на не полностью исследованных наукой проблемах, как и собственное толкование научных открытий.

В 1975 году 186 ведущих мировых ученых, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выступили с заявлением «Возражения против астрологии», в котором выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам. Национальный научный фонд (США) относит веру в астрологию к одному из наиболее распространенных среди американцев псевдонаучных заблуждений. В России публичной критикой астрологии как лженауки занимается Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук. В 2013 году президент РАН академик В. Е. Фортов отметил, что наука и религия имеют общую цель в борьбе с хиромантией и гороскопами.


Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.

treby-hram@mail.ru



Храни вас и ваших близких Господь!