Благоденствие

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь

Дорогие братия и сестры!
Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте
Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.

Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»


Благоде́нствие — это:

  • высокая степень благополучия, связанного с устойчивым материальным достатком, отсутствием тяжёлых житейских неурядиц и бытовых трудностей;
  • процветание.

Почему благоденствуют грешники и страдают праведники?

Страдающие рабы Божьи, равно как и благоденствующие нечестивцы, с древних времён служат предметом недоумений и споров среди самого широкого круга людей. Достойно замечания, что похожие вопросы звучали даже и из уст добродетельных исполнителей Божьего закона (Пс.72:12-13).

Когда беззаконник, не обремененный заботой о ближних, не брезгующий обманом и грабительством, живёт в роскоши, вопрос о происхождении его материального достатка понятен без слов. Недоумение чаще всего сосредоточивается на другом: почему Бог не препятствует грешникам благоденствовать, видя как незаслуженно бедствуют праведники, и не благодетельствует в отношении последних? Неужели не видит или не хочет?

Между тем, благоденствие как таковое не является ни показателем греховности, ни показателем праведности. Несмотря на точное определение Господа Иисуса Христа о том что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25), безбедное существование не воспрепятствовало стяжать праведность таким Божьим угодникам как Авраам, Иов, Иосиф, царь и пророк Давид. Равным образом и материальная нужда может быть уделом как праведников, так и грешников.

Другое дело, что благоденствие нераскаянного грешника носит временный характер и неизбежно заканчивается вместе со смертью, после чего ему не избежать справедливого Частного, а впоследствии и Страшного Суда. Здесь его богатства ему не помогут (разве только, если будут направлены его ближними на дела милосердия). Для праведников же с завершением их земного пути окончатся все их земные напасти и бедствия. Тогда-то и обнаружится, более явственно, высшая Правда.

Возможность для грешников злоупотреблять Божьим терпением связана с тем, что Он, несмотря на всю их греховность, хотя и ограничивает их, однако не лишает свободы произволения и свободы действий. Между тем, при внешнем благоденствии грешники лишены того главного, чем обладают угодники Божьи: общения с Отцом и Сыном и Святым Духом, сердечной радости и благодатного утешения. Вместе с тем нередко они имеют в себе внутренний источник страданий: в постоянных переживаниях относительно сохранения и приумножения материальных богатств, в пороках и страстях.

Опять же, нельзя забывать, что даже и злостные нарушители заповедей имеют в себе нечто доброе. Позволяя им жить внешне благополучной, но внутренне пустой жизнью, Господь, тем не менее, не лишает их возможности покаяния и последующего исправления (Рим.2:42Пет.3:9). Характерным примером в этом отношении может служить начальник мытарей Закхей, человек богатый, который, после общения с Мессией, пообещал раздать половину имения нищим, а тем, кого обидел, воздать вчетверо (Лк.19:8).

Бедные же иногда остаются в своей бедности, в соответствии с Промыслом Божьим, по той причине, чтобы богатство и благоденствие не служило им сетью и ковами на пути восхождения по лестнице духовных совершенств. Сам Господь сказал одному юноше (правда, тот, опечалившись, отошёл): «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; …и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Именно по такому пути шли многие святые подвижники, добровольно отказывавшиеся от имения и посвящавшие свою жизнь служению Богу: преподобный Антоний Великий, святитель Василий Великий, преподобный Серафим Саровский и пр.

Наконец, иногда страдания праведников могут носить жертвенный характер и попускаться Богом в видах более или менее глобальных домостроительных целей. Так, нужда и страдания Иосифа, проданного в рабство в Египет, обернулись спасением как для него самого, так и для его отца, и его братьев-предателей.



Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.

treby-hram@mail.ru



Храни вас и ваших близких Господь!