Блаженство

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь

Дорогие братия и сестры!
Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте
Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.

Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»


Блаже́нство – согласно Священному Писанию – состояние приобщённости к благу, одна из характеристик единения с Богом, Который Сам называется блаженным (1Тим.1:11).


Блаженство – высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Святого Духа, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения, и жизни вечной.


Святые отцы называют блаженством пребывание первых людей в раю до грехопадения. В Ветхом и Новом Завете термин «блаженство» чаще всего употребляется в виде определения: блаженным называется «муж», «человек», «народ» и т.д., который получает от Бога блаженство как награду за определённые дела и поступки. Нынешнее мирское понимание блаженства, как и его дохристианское восприятие, имеет отличия от библейского.


Представление о блаженстве в греко-римской цивилизации до Христа

Для античного человека блаженство является синонимом счастья. Образцом и примером его выступала счастливая жизнь языческих богов. Вопрос обретения счастья волновал многих философов и решался ими по-разному. Так, у  Платона блаженство приравнивается к мудрости, и именно обладание ею делает человека счастливым. У стоиков блаженством именуется добродетель, которая противоположна пороку. Философия Эпикура рассматривает блаженство как чувственное наслаждение, душевную безмятежность и телесное здоровье.

Следует отметить, что в древнегреческой литературе блаженство передавалось разными терминами, которые, соответственно, имели разные оттенки значений. Речь могла идти о чувственном наслаждении, о благосклонности богов, об удаче, о финансовом благополучии и др. В Библии напротив в основном используется древнегреческий термин с широким значением μακάριος – «блаженный» с указанием на причину данного состояния в каждом конкретном случае.


Блаженство в Ветхом Завете

Чаще всего о блаженстве говорится в Псалтыри и книги Притчей. Блаженным там именуется тот, кто так или иначе исполнил Закон (Пс.118:1,2Пс.127:1; 2. 12Ис.30:18; ср.: Пс.1:1Пс.39:5Пс.111:1Притч.16:20).

В качестве награды за исполнение Закона человек получает покровительство, помощь Бога. Блаженством является счастливая жизнь, которая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире (Пс.145:5). Вместе с тем в Ветхом Завете иносказательно присутствует вера в блаженство с Богом и после смерти (Пс.15:1,10-11).


Блаженство в Новом Завете

В Новом Завете блаженство характеризуется следующими выражениями: Царство Небесное (Мф.4:17; 5:3); утешение (Мф.5:4); наследование земли (Мф.5:5); насыщение (Мф.5:6Лк.6:21); помилование (Мф.5:7); лицезрение, познание Бога (Мф.5:81Ин.3:21Кор.13:12); богосыновство (Мф.5:9Гал.4:5-7); приобщение вечной жизни (Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3); пребывание в любви (1Ин.4:16); вхождение в радость Господню (Мф.25:21,23); во славу Господа (Рим.8:18); в покой Господа (Евр.4:1-11).

Можно отметить, что в Новом Завете по сравнению с Ветхим блаженство приобретает больше связи с посмертной судьбой человека, чем с его земной жизнью. Ярким примером являются заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3,10,15). «…блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк.14:14-15). Блаженство как вечная жизнь противопоставляется в НЗ вечным мучениям (Мф.25:46Откр.21:8).

Первым человеком, обретшим высшее блаженство, стала Божия Матерь. Благодаря величайшему смирению (Лк.1:38), исполнению Божией воли она явила миру наивысшее блаженство — обожение.


Святые отцы о блаженстве

Святитель Василий Великий называет Бога «блаженным Добром», связывая т.о. в Боге воедино понятия блага и добра: «Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает».

(Василий Великий. «Беседы на псалмы»)


Святитель Тихон Задонский уверен, что человек априорно обладает этим блаженством, но в силу порока и приверженности греху теряет это обладание: «Это блаженство везде и всегда носит с собой человек, ибо внутри себя имеет… Безумный человек! Оставь смертное тело – прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тогда будешь внутри себя иметь красоту, но истинную и нетленную, и прочее».

(Тихон Задонский, «Сокровище Духовное»)


Святитель Игнатий Брянчанинов считает, что ощущение истинного блаженства в земной жизни является образом райского блаженства: «Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства».

(Игнатий Брянчанинов, «Аскетические опыты»)


Святитель Григорий Нисский объясняет, как узнать истинное блаженство: «Признак блаженства – непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели».

(Григорий Нисский «О блаженствах»)


Святитель Григорий Богослов, рассуждая о цели священства, после пространной образной речи кратко заключает, что священник должен делать то, чего желает человеку Сам Христос и Бог, а именно «того, кто принадлежит к горнему чину (человека – прим. автора), сделать богом и причастником горнего блаженства».

(Григорий Богослов «Слово»)


«Древнееврейское слово ’eser [1] имеет несколько иной смысл, чем русское слово блаженство. Отличие заключается не столько в самом переживании блаженства, сколько в причине или основании для этого переживания.

Для выяснения смысла имени ’eser обратимся к глаголу ’asar (в значении идти прямо, продвигаться, направлять движение), с которым имя [2] блаженство – ’eser связано и от которого оно, по-видимому, происходит. Этот глагол встречается всего семь раз в Ветхом Завете и употребляется исключительно в контексте выбора или следования тому или иному жизненному пути: «Ходите путем разума (продвигайтесь по пути понимания) [3]» (Притч.9:6); «Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (не направляйся на пути злых)» (Притч.4:14); «Направляй сердце твое на прямой путь» (Притч.23:19); «Вожди твои (ведущие тебя, направляющие тебя)» (Ис.3:12); «Вожди сего народа (ведущие твой народ)… и водимые ими» (Ис.9:16); «Спасайте угнетенного (исправляйте угнетающего)» (Ис.1:17).

Сразу обращает на себя внимание необычность связи слова блаженство-’eser с глаголом ’asar. Если на самом деле имя блаженство-’eser происходит от глагола ’asar и сохраняет в своем смысле движение, энергию глагола ’asar, то тогда блаженство оказывается не связано ни с наступлением радостных событий, ни с получением наслаждения, ни с переживанием спокойного, счастливого благополучия. Верная направленность и способность к направлению жизненного пути составляют содержание блаженства-’eser. Как ни удивительно, но блаженство-’eser наступает не как следствие внешних по отношению человека обстоятельств, когда он лишь пассивно принимает блаженство. Напротив, блаженство-’eser наступает как следствие активной направленности движения человека по выбранному им жизненному пути.

Если мы рассмотрим те случаи, в которых употребляется имя ’eser, то обнаружим подтверждение сделанным выводам. Выражения типа «быть наверху блаженства», которые предполагают некое воспарение над невзгодами и трудностями, не употребляются в Ветхом Завете. В выражении «полнота радостей перед лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11) не употребляется имя ’eser. Напротив, имя ’eser всегда употребляется в выражениях типа: «блажен человек, который…», – и далее следует указание на характерную черту в поведении этого человека, способствовавшую обретению им состояния блаженства. Например, «Благо тебе, земля (блаженна земля), когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл.10:17), – то есть страна при таком устроении будет благоденствовать. «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (3Цар.10:8), – то есть люди и слуги при царе будут находиться под его мудрым контролем и руководством и вследствие этого жить успешно. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» (Притч.3:13-15), – то есть приобретение мудрости более, чем земные богатства, содействует человеку в достижении полной и счастливой жизни. Особо надежное блаженство у человека, чей успех обусловлен содействием Бога: Втор.30:29Ис.30:18Пс.32:12, 33:9, 39:5, 83:13 и так далее.

В Ветхом Завете никогда не говорится, что Бог прямо сообщает блаженство – ’eser человеку, но содействие Бога, направляющего путь человека, приводит человека к блаженству. Хотя понятие ’eser не предполагает, как русское слово блаженство, воспарение над жизненной ситуацией, его нельзя все же переводить словом счастье, так как счастье наступает, как правило, с приходом радостных событий, с достижением удовлетворения желания и связано с внешней по отношению к человеку, часто случайной удачей.

Таким образом, блаженство – ’eser сопряжено с переживанием успешности и правильности выбранного пути. Человек переживает гармонию всех обстоятельств жизни, осмысленность прошлого, настоящего и будущего, уверенность в осуществлении своих жизненных целей, – и главное, переживает способность идти выбранным путем.


Примечания:

[1] Буква s читается подобно русской букве ш, а буква, обозначенная значком (’), произносится, как легкий выдох. Ударение, если оно явно не указано, как в этом случае, стоит в конце слова.
[2] В древнееврейском языке сравнительно очень мало собственно имен прилагательных, а по своей форме они ничем не отличаются от имен существительных. Поэтому в грамматиках древнееврейского языка принято обозначать имена существительные и имена прилагательные одной категорией имя.
[3] В скобках дается уточненный перевод или выделение смысла, который отсутствует в синодальном переводе. Поэтому для правильного понимания Анализа нужно при чтении отдавать предпочтение тексту, заключенному в скобках.

А.В. Беляков «Первый псалом»



Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.

treby-hram@mail.ru



Храни вас и ваших близких Господь!