Боязнь

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь

Дорогие братия и сестры!
Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте
Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.

Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»


Боязнь — это:

  • чувство страха;
  • робость перед кем-либо, чего-либо (пример: боязнь перед начальством, экзаменом и т. д.);
  • настороженность в отношении кого-либо, связанная с недоверием, подозрением (пример: боюсь, он не тот, за кого себя выдаёт);
  • чувство тревоги (пример: боязнь за будущее детей);
  • боязнь cмерти — неприятие мысли о смерти.

Чем, в отношении предметов веры, естественная боязнь отличается от противоестественной?

Под естественным проявлением человеческих чувств, в том числе чувства страха, понимается такое их проявление, какое соответствует законам, обусловливающим человеческое естество (сущность).

Положим, боязнь Бога (страх перед Богом, аналогичный тому, что испытал согрешивший Адам (Быт.3:8)), основанная на ложным Его восприятии как жестокого, мстительного Судьи, является противоестественной.

В свою очередь страх Божий, выражаемый в благоговении перед Господом, смирение перед Его Промыслом, для человека естественен. Стяжание страха Божьего служит залогом правильного отношения христианина к Богу и ближним.

Противоестественной боязнью следует признать и боязнь изучения Библии (мол, от этого можно «сойти с ума»). Священное Писание, как составленное по вдохновению Святого Духа, направлено исключительно на пользу человека, на его нравственное оздоровление. Стало быть, изучать его можно и нужно.

По-разному интерпретируется боязнь смерти. Естественной она может быть признана тогда, когда бывает связана с желанием и усилием, направленным на сохранение собственной жизни, если причины и форма этого усилия не противоречат Божьему закону.

Существует и такая форма боязни: многие люди, не готовые бороться с грехом, но при этом желающие и рассчитывающие быть оправданными на Частном суде, боятся принимать Крещение вовремя, постоянно откладывая его «на потом», чтобы затем, очистившись, — сразу в Рай. Иные считают, что если они не будут вовсе крещены, то с них меньше спросится на Суде. Такого рода боязнь, замешанная на самообмане или даже лукавстве, противоречит замыслу Божьему, а значит и не должна определяться как естественная.

Противоестественными нужно считать боязни, переплетающиеся с околоцерковными суевериями (например, свечка наклонилась или погасла, иконка упала, приснился страшный сон — непременно жди беды).


Архимандрит Рафаил (Карелин) приводит интересные рассуждения известного старца схиигумена Саввы (Остапенко): «Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: “Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?” Он ответил: “Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем”. Когда я спросил: “А как преодолеть эту страсть?” Он ответил: “Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога”. А затем добавил: “Молись Божией Матери – Она наша взбранная Воевода”».



Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.

treby-hram@mail.ru



Храни вас и ваших близких Господь!