Главная «Добродетель» виртуального века

Новые формы общения

Если раньше говорили о тенденциях, то сейчас уже можно с уверенностью констатировать: главным способом общения среднего современного человека является электронный. Мессенджеры, соцсети, электронная почта, все реже и реже телефон.

У этого явления есть странные последствия, на первый взгляд даже положительные, с точки зрения церковного человека. В молодом поколении уменьшилось количество блудящих в обычной физической форме. Причем не на какие-то единицы процентов, а приблизительно вдвое за 10 лет. На мой взгляд, просто молниеносные темпы! Эти данные основаны на тесте, размещенном на одном из моих сайтов, проходят тест около 200 тысяч человек в год, и я сравнил статистику за 2008 и 2018 годы. 200 тысяч человек – более чем релевантная база по меркам социологии, и при кратном изменении показателей сомневаться в тенденции не приходится.

У меня нет другого объяснения этой тенденции, кроме того, что люди гораздо меньше общаются вживую. Думать, что они стали более целомудренны, нет оснований.

Но сильно радоваться такой статистике не стоит, ведь не блудить физически – это еще не значит не «блудить в сердце своем», а для такого – душевного – блуда современный интернет предоставляет более чем достаточно возможностей.

Однако речь пойдет не о целомудрии.

Одиночество в шумном мире

Итак, живое общение сведено к минимуму, а естественные потребности человека, которые обычно удовлетворяет общение, никуда не делись. Общение на работе, если оно есть, как правило, не совсем тот его вид, потому что в центре такого общения стоит не человек, не те люди, которые общаются друг с другом, а дело. Дело превыше человека! И это все меняет: твой внутренний мир никому не интересен, и тебя не интересует внутренний мир других. Роскошь настоящего человеческого общения на работе, за которую тебе еще и деньги платят, доступна очень немногим. В немногих профессиях, в немногих коллективах.

Как же человек удовлетворяет свою потребность в общении? Прежде всего через онлайн-общение со знакомыми и незнакомыми людьми. Да, иногда хочется встретиться с другом или родственником, посидеть вместе, поговорить. Но, во-первых, придется тратить время и деньги на дорогу, а порой и на посиделки. А во-вторых, придется променять весь мир своего общения всего на одного человека! Ведь в то же время можно было бы переписываться с пятью людьми в мессенджерах, да еще и поспорить в десятке обсуждений. Как все это променять на одного человека, пусть даже близкого?

Общение становится этаким пинг-понгом: каждый отбивает десятки сообщений от десятка собеседников.

Общение в письмах – хотя и неполноценный жанр, но по-своему прекрасный. Кому за 50, помнят, каким интересным, глубоким, живым и близким могло быть общение с кем-то далеким через письма, которые мы писали на бумаге! Но через мессенджеры мы уже не пишем таких писем. Одно дело – когда медленная почта СССР ограничивает общение двумя сообщениями в месяц (пока туда дойдет, пока обратно), ты садишься за стол и час или два часа неторопливо пишешь одно письмо. Другое дело – когда мы можем отправить хоть десять сообщений за минуту. Мгновенная доставка письма заставляет нас торопиться и писать коротко, не вкладывая свое внимание, свою душу.

Общение подменяется каким-то пинг-понгом, когда каждый отбивает десятки шариков от десятка собеседников. Когда все всех знают, но никто никому по-настоящему не интересен. Причем это занятие настолько всех увлекает, приобретает характер такой больной зависимости, что, даже встречаясь с близким человеком живьем, многие из нас не могут остановиться – берут в руки телефон и продолжают свой пинг-понг.

И не замечаем мы, находясь в «общении» с таким количеством людей, что на самом деле мы одиноки.

Виртуальные члены нашей семьи

Итак, несмотря на трескотню в мессенджерах и соцсетях, наши потребности в общении все еще не удовлетворены. Что же мы делаем, чтобы удовлетворить их? Мы прибегаем ко второму электронному способу общения – приглашаем в свой мир людей из телевизора и блогеров. Для старшего поколения это чаще ТВ, для более молодых – видеоблогеры, инстаграм-блогеры, реже – пишущие блогеры.

Конечно, при этом мы думаем, что наша цель – развлечение либо получение какой-то информации по интересующим нас темам. Но информацию гораздо быстрее можно получить другими способами – через тот же интернет, но в текстовом виде и без субъективных интерпретаций. Нет, не информация наша цель. Наша цель – общение!

Тот, в Ютьюбе, гораздо удобнее: ему от тебя ничего не нужно. Идеальное общение эгоиста: ты мне – все, я тебе – ничего.

Почему, даже находясь в одной комнате с близким хорошим человеком, мы можем в то же время предпочитать «общение» с кем-то из телевизора или Ютьюба?

Я думаю, потому, что человеку с экрана мы можем ничего не давать. Это идеальное общение эгоиста: ты мне – все, я тебе – ничего. А тому, кто рядом в комнате, что-то от тебя нужно. Твоя любовь, твое понимание, внимание, а порой даже и помощь. Тот, в Ютьюбе, гораздо удобнее: ему от тебя не нужно ничего.

Можно быть каким угодно эгоистом, душевным уродом и прочее – он будет перед тобой распинаться и заливаться соловьем, как будто ты самый дорогой его человек. Как будто ты ему нужен.

Мы выбираем нескольких блогеров по своему вкусу, подписываемся на них и делаем их фактически членами своей семьи. Если сравнить, сколько в среднем в одни сутки мы слушаем этих блогеров и сколько за те же сутки мы слушаем свою жену, мужа, детей, многие ужаснутся. Да, так и есть: виртуальные члены семьи для многих стали ближе реальных!

Главный наркотик или главная добродетель?

Что же ищем мы в общении с виртуальными членами нашей семьи – блогерами и людьми телевизора? Может быть, умных мыслей, интересных фактов, полезных «лайфхаков»? Может быть, доброты и любви?

Нет. Современный человек в первую очередь ищет эмоции! Эмоции – главный наркотик современного человека и его главная «добродетель».

Это легко понять по тому, что творится на ТВ, и по тому, какие блогеры наиболее популярны. Шум, гам, крики, эмоции, доводящие до драк, – обычный стиль современного ТВ. Это не какие-то «особые случаи», это вполне осознанное стремление удовлетворить аудиторию тем, что она ищет.

Что касается блогеров, легко проанализировать и увидеть, что в любой сфере, какую ни возьми, число подписчиков у блогера эмоционального и неэмоционального, при прочих равных, отличается в десятки, сотни, а то и тысячи раз.

Почему мы так ценим именно эмоции? Точного ответа на этот вопрос я не знаю, могу лишь предполагать. Думаю, что только ярко выраженные эмоции способны затронуть очерствевшего от избытка впечатлений (опять-таки виртуальных) человека. Эмоции – это как рупор, усиливающий мысли и чувства человека, чтобы передать их на расстояние.

Ведь форма общения через экран и динамики все-таки ослабляет контакт и делает чрезмерное умеренным. Если трезво взглянуть на любимого видеоблогера и представить его рядом с собой, он может показаться чрезмерно экзальтированным, даже нездоровым. Но он не болен: опытный видеоблогер сознательно педалирует свои эмоции, чтобы «достучаться» до зрителя.

Смешно, а местами и жутковато видеть, что творится в лавинообразно растущей сфере видеокурсов. Их ведут, по сути дела, те же видеоблогеры, но продающие свои видео за деньги. Видео о том, как жить (найти мужа, строить отношения в семье, воспитывать детей и пр.), о психологии, различных сферах образования, о красоте, здоровье… Самую массовую аудиторию набирают не опытные специалисты, а «молодые харизматики», которые вовремя сориентировались на зарождающемся рынке.

Современный человек в первую очередь ищет эмоции. И самую массовую аудиторию набирают не опытные специалисты, а «молодые харизматики».

Ладно, если это курсы по каким-то второстепенным темам, допустим это школа рисования. Не научится человек рисовать хорошо – ничего страшного не произойдет. Но люди учатся у человека, который сам ничего не умеет, но зато эмоционален, строить отношения друг с другом, любить, воспитывать детей или лечиться от болезней!

По-настоящему жутко то, какие блогеры популярны у детей. Высокая эмоциональность этих юных блогеров прекрасно сочетается с половой извращенностью, суицидальными наклонностями и психическими заболеваниями. Читателям портала «Православие.ру» даже не стал бы называть имен: если посмотрите – плохо спать будете. И это реально огромное разрушающее воздействие.

Причем эмоциональность – это не специфика светского ТВ и Ютьюба. Наши церковные каналы, принявшие на работу профессионалов со светского ТВ, тоже ищут собеседников, экспертов отнюдь не по критериям компетентности, ума и даже качества речи. Главный критерий – все та же эмоциональность. Определенная планка требований к компетентности и речи, разумеется, существует, но если человек более компетентен, но менее эмоционален – его не пригласят.

Ведь задача руководителей любого канала, даже церковного, – чтобы его смотрели. А церковные люди, тем более поверхностно церковные, не отличаются от людей светских в этом отношении. Они так же одиноки, так же виртуально зависимы и так же испытывают голод на эмоции.

Да, средний церковный человек предъявляет и другие требования к тому, кого делает виртуальным членом своей семьи. Он не станет смотреть канал явного еретика, матерщинника или человека очень злого. Но не станет он смотреть и канал мудреца, а может быть, даже и святого, если тот совершенно неэмоционален. С каналами священников на Ютьюбе ровно та же история, что и со всеми другими каналами: да, качество речи, ум, остроумие, знания, опыт имеют некоторое значение, но все-таки главный фактор – эмоциональность блогера.

К большому счастью, среди наших священников нет таких, кто способен серьезно навредить своей деятельностью на Ютьюбе. А если они появляются (пример – Владимир Головин), то церковное начальство рано или поздно дает оценку их деятельности, оберегая нас от ошибки.

Но это еще не значит, что мы не можем себе навредить, если много смотрим православное ТВ или православных видеоблогеров.

Новое кумиротворение

Опасность в том, что человек, которого мы много смотрим и слушаем, становится не только членом нашей семьи, но в каком-то смысле и нашим кумиром.

Большое впечатление на меня произвела смерть одной известной деятельницы благотворительного движения. Точнее, не сама смерть, а общественная реакция на нее. Ничего плохого не знаю об этом человеке и ее деятельности. Только хорошее. Но знаю нескольких ее коллег, которые определенно не ниже ее как личности и делают не менее важное дело, но их мало кто замечает, и если они умрут – никакой реакции на их уход не последует. Смерть же этой деятельницы вызвала бурю откликов и показала, что для очень многих людей она стала настоящим кумиром. Почему? Главное отличие этого человека – она была талантливым и очень эмоциональным блогером.

Примерно такими кумирами становятся для многих православных их любимые видеоблогеры. Попробуйте в Инстаграме или Ютьюбе популярного священника что-нибудь вежливо возразить против того, что он говорит, и посмотрите на реакцию других подписчиков и особенно подписчиц.

А кто из живых достоин того, чтобы быть кумиром? «Не сотвори себе кумира» – сказано не зря. Для священника опасность в том, что кого-то он может привести не к Богу, а к себе. Или даже увлечь от Бога к себе.

В этом нет вины священника. Он не виноват в том, что Бог наделил его даром эмоциональности наряду с другими талантами, которые помогли ему завоевать аудиторию. Многим, а может, и большинству, он приносит пользу. Но для особенно одиноких, зависимых, необразованных духовно зрителей он может стать обыкновенным кумиром.

Смысл этого разговора не в том, чтобы бросить тень на кого-то из православных блогеров, а в том, чтобы мы, зрители, не забывали задавать себе отрезвляющие вопросы. Не слишком ли много у меня виртуального общения в ущерб реальному? Почему я смотрю именно вот этих блогеров? Кем они являются для меня? Какую пользу я получил за последний месяц от того, что смотрю эту передачу или видео этого блогера? Давно ли я читала хорошие книги? Чем еще полезным для себя и своей семьи я могу заняться?


Храни вас Господь!