3 июня – празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Совершение памяти святых равноапостольных царя Константина и его матери, царицы Елены, совпадает с днем празднования, установленного в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая является одной из самых любимых в России и почитается защитницей русской земли. Не единожды спасала она наше Отечество от сокрушительных набегов захватчиков.

Создание этого образа связывают с именем евангелиста Луки, который, обладая талантом художника, еще при жизни Пречистой Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию, чудотворная икона Владимирской Пресвятой Богородицы была написана в I веке. Следуя пожеланиям современников, апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках на доске стола, за которым в юности Иисуса сидели и Он Сам, и Дева Мария с Иосифом Обручником.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, затем была отправлена в Константинополь, где хранилась до 1131 года. В XII веке образ был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. Прибыв на Русь, икона поставляется в Богородичном монастыре, расположенном в Вышгороде (пригород Киева, древняя удельная вотчина святой равноапостольной княгини Ольги). Практически сразу икона становится национальной святыней. В 1155 году князь Андрей Боголюбский, принявший из рук своего отца, князя Юрия Долгорукого, раздробленную на множество удельных княжеств территорию, перевозит образ во Владимир. С тех пор икона именуется Владимирской. Переносом реликвии князь Андрей, по сути, делает Владимиро-Суздальскую землю наследницей древнего стольного града Киева. Первоначально икона находится в Боголюбове, в загородной княжеской резиденции. Вскоре ее переносят во Владимир в только что построенный Успенский собор. С этого момента сюда притекает огромное число богомольцев, по молитвам перед чудотворным образом получающих исцеление и избавление от разных скорбей. Так продолжается до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями. В период страшного разорения икона, к счастью, не пострадала. Существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их охватывал невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм. Все годы чужеземного ига святой образ пребывает во Владимире.

В конце XIV века икона Пресвятой Богородицы переносится в Москву. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году. Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, тоска охватила их сердца. Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню, чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо: Тамерлан отступил, так и не дав боя. С первым прибытием Владимирской иконы в Москву связано основание Сретенского монастыря и Сретенского бульвара. Однако тогда лик Богородицы в Москве не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно переносят в Москву, закрепившую к тому времени за собой титул столицы всего северорусского государства. И поводом для новой встречи стал очередной пик противостояния ордынскому игу. Историческое событие, вошедшее в летопись Руси как «стояние на Угре», освобождает Москву от уплаты постоянной дани Орде. Победа эта была посвящена Пресвятой Богородице, Которой жители столицы усердно молились перед Ее Владимирским образом. С тех пор, с 1480 года, икона больше не покидает пределов Москвы, становится ее надежной защитницей, в чем спустя чуть меньше полувека москвичи вновь убедились.

В 1521 году стотысячная орда во главе с Махмед Гиреем двинулась на Русь. Наши войска были разбиты, многие города захвачены, а их жители либо перебиты, либо взяты в плен. Со дня на день москвичи готовились к худшему. Но даже в такое тяжелое время жителям первопрестольной не до подлинного покаяния: столица живет в своем обычном ритме. И вот одна слепая инокиня видит, как огромный крестный ход во главе с уже умершими московскими митрополитами, несущими Владимирскую икону, покидает Кремль. Женщине было открыто, что за грехи жителей столица лишается заступничества Богородицы. Однако сподобилась она и утешения, увидев, как в Спасских воротах Кремля крестный ход остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Святые горячо молились перед иконой. Богородица услышала их молитвы – крестный ход возвращается в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков. Так оно и случилось: Махмед Гирей уходит в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. Заступничеством святых и самой Богоматери город спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня.

После революции, в 1918 году, Владимирский образ вначале направляют на реставрацию, затем его экспонируют в Государственном историческом музее, а в 1930 году икону передают в Третьяковскую галерею. До 1989 года она находится в самом здании музея, пока в 1989 году ее не помещают в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах. Сейчас у всех желающих есть возможность поклониться величайшей православной святыни России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.