Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь
Часто привычка не позволяет нам увидеть или понять смысл знакомых вещей. Каждый, хоть раз посещавший храм, сталкивался с понятием Требы. Что это такое и какое значение они имеют в жизни верующего человека? Для чего мы их заказываем, какой в них сакраментальный смысл?
Начнем с Проскомидии. Ее иногда называют Заказная Записка, Заказная Обедня или Заказная Литургия. «Технически» священник перед жертвенником, в определенный момент Службы, вынимает частички из просфоры, тихо произнося при этом имена. Вроде все просто и понятно. Но главное здесь скрыто от нашего разума. Если взглянуть на этот простое действие духовными очами, то мы увидим следующее.
В момент, когда после Причастия, священник опускает вынутые частицы в Св. Чашу, т.е. в Кровь Господа, на поминаемых нисходит благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы. Произносятся при этом слова: «Омый, Господи, грехи, поминавшихся зде, Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих.» Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский, пишет: «Поминовение живых и усопших на Проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших.»
Отдельно стоит сказать о таком понятии, как «Проскомидия с Ектенией». Многие не понимают, зачем заказывать эту Требу, если есть Проскомидия. Отличия таковы: при поминовении на Ектении имена читаются громко перед престолом с особенными, усиленными прошениями о духовных и житейских нуждах поминаемых живых и сугубыми прошениями о усопших христианах. Таким образом, Треба «Проскомидия с Ектенией» означает, что поминаемое имя произносится на Литургии дважды, первый раз у жертвенника, второй у престола.
О значении Проскомидии из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца.
«Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то-есть — долговременным поминовением.
Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер. Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею.
Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся.
Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: «Я буду завтра служить литургию, придите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем».
Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии.
Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга».
Спаси всех Господь!