Акафистник

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь

Дорогие братия и сестры!

Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.

Дорогие братия и сестры!

Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.


Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»


Акафистник – богослужебная книга, содержащая по преимуществу акафисты Спасителю, Божией Матери и отдельным праздникам в память событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы (Страстям Христовым, Успению Богородицы и т. д.), чудесно явленным иконам (Владимирской, Казанской и другими иконам Божией Матери), а также акафисты святителю Николаю Чудотворцу, пророку Иоанну Предтече и другим святым. Число и Состав акафистов в разных изданиях может существенно отличаться.

akafistnik - Акафистник


Когда появился акафистник?

Как тип произведений церковно-литературного творчества акафистник оформился не раньше середины XIV в., когда были написаны седмичные акафисты на все дни недели (седмицы). На славянский язык эти акафисты, входящие в состав седмичных служб, в свою очередь входящих в восследования к Псалтири, были переведены не ранее второй половины XIV в. (списки с XV в.), вероятно в Константинополе или на Афоне.


Когда были напечатаны первые акафистники?

Первое печатное издание акафистника, содержащее седмичные акафисты, было осуществлено около 1522 г. в Вильне белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной (включившим в него два своих акафиста с именными акростихами: Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных акафистников XVI–XVII вв.; оно было прототипом русского Молитвослова XVIII–XX вв.

В XVII–XVIII вв. акафистники многократно издавались малороссийскими (украинскими) и белорусскими типографиями, на московском Печатном дворе в XVII в. и в синодальных типографиях Москвы и Петербурга в XVIII в. эта книга не печаталась. Акафисты русским святым и праздникам в состав печатных акафистников, как правило, не включались. Многие издания акафистников, в особенности с конца XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко.


Каковы отличия современных акафистников от их предшественников?

В XX в. и в настоящее время акафистниками нередко назывались и называются сборники, состоящие из одних акафистов, набор которых произволен в отличие от набора акафистов в акафистниках XVI–XVIII вв.


Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.

treby-hram@mail.ru



Храни вас и ваших близких Господь!