Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь Дорогие братия и сестры! Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте Православного Прихода Храма в честь Казанской иконы Божией Матери Симбирской Епархии РПЦ МП.
![]() |
![]() |
![]() |
Вернуться на страницу Азбука Православия: от «А» до «Я»
Вавило́н — это:
- древний город, располагавшийся на территории Месопотамии;
- образ, символизирующий богоборцев;
- символ, связанный с царством антихриста, обозначающий могущественные и коварные богопротивные силы.
1) Впервые Писание сообщает о Вавилоне в связи с замечанием о царстве Нимрода, потомка Хама (Быт.10:8-10). Затем этот город упоминается в рассказе о строительстве башни, прерванном в результате смешения языка тех людей, что участвовали в стройке (Быт.11:4-8). Собственно, само название «Вавилон» и означает смешение: «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9).
На протяжении многолетней истории Вавилон подвергался разрушениям и восстановлению. Особого политического и экономического влияния город достиг при Навуходоносоре (Дан.4:27). В период правления этого царя и под его руководством произошло насильственное переселение евреев из Южного царства на территорию Вавилонского. Период плена продлился около семидесяти лет. А после захвата Вавилона персами евреи, по распоряжению Кира, персидского царя, были отпущены на родину (2Пар.36:22-23).
Со времени владычества персов Вавилон шаг за шагом утрачивал свое былое могущество и приближался к упадку. Ко времени явления Христа он уже представлял собой груду развалин. Так реализовалось грозное пророчество: «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер.51:37).
2) В рамках библейской и святоотеческой символики образ Вавилона нередко прилагается к богоборчеству и богоборцам, что, конечно же, не случайно. Ведь этот город, как никакой другой, явил в себе «царство от мира сего», тогда как Царство Божие — «не от мира сего» (Ин. 18:36).
- Там впервые в истории был намечен и брошен общенародный вызов Владыке (Быт.11:4).
- Там правили нечестивые цари (в Книге пророка Исаии Вавилонский царь поставлен в один ряд с сатаной (Ис.14:4-20)).
- Поклонение кумирам доходило в Вавилоне до такой ужасающей черты, что и сама земля, на которой он был расположен, называлась землей истуканов, а о его жителях говорилось, что они обезумеют от идольских страшилищ (Иер.50:38).
- Наряду с идолопоклонством в Вавилоне процветало чародейство и волшебство (Ис.47:9).
- Чрезмерная роскошь, величие и богатство Вавилона, отчего его называли красою царств и гордостью Халдеев (Ис.13:19), сочетались с изнеженностью и беспечностью его жителей (Ис.47:8).
- Мудрость и знания вавилонян доводили их до крайней степени гордыни (Ис.47:10).
- После разграбления Иерусалимского храма часть священных сосудов была размещена в Вавилонском языческом капище (2Пар.36:7). А царь Валтасар не побоялся поить из священных сосудов вельмож, жен и наложниц (Дан.5:3).
3) В особом значении образ нечестивого Вавилона используется при отображении грядущих событий, связанных с правлением антихриста, сына погибели.
Так, в Откровении Иоанна Богослова приводится описание великой блудницы, на челе которой запечатлена надпись: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:5). В этой же Книге указывается и на падение Вавилона: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8).
Под блудом здесь следует понимать развращение и растление человека в широком значении этого слова, но прежде всего — богоборчество (заметим, что в этом же отношении блудницей именовался и Иерусалим (Иез.23:11,17)).
В своём первом Соборном послании апостол Петр упоминает “церковь в Вавилоне” (1Петр.5:13). Большинство толкователей считают, что это наименование следует понимать в аллегорическом смысле как Рим (см. подробнее).
Если Вас заинтересует какая-либо подобная тема, или слово, напишите нам на электронную почту, и мы постараемся ответить на все Ваши интересующие вопросы.