Зачем подавать записки на Проскомидию?

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь



Часто привычка не позволяет нам увидеть или понять смысл знакомых вещей. Каждый, хоть раз посещавший храм, сталкивался с понятием Требы. Что это такое и какое значение они имеют в жизни верующего человека? Для чего мы их заказываем, какой в них сакраментальный смысл?

Начнем с Проскомидии. Ее иногда называют Заказная Записка, Заказная Обедня или Заказная Литургия. «Технически» священник перед жертвенником, в определенный момент Службы, вынимает частички из просфоры, тихо произнося при этом имена. Вроде все просто и понятно. Но главное здесь скрыто от нашего разума. Если взглянуть на этот простое действие духовными очами, то мы увидим следующее.

В момент, когда после Причастия, священник опускает вынутые частицы в Св. Чашу, т.е. в Кровь Господа, на поминаемых нисходит благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы. Произносятся при этом слова: «Омый, Господи, грехи, поминавшихся зде, Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих.» Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский, пишет: «Поминовение живых и усопших на Проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших.»

Отдельно стоит сказать о таком понятии, как «Проскомидия с Ектенией». Многие не понимают, зачем заказывать эту Требу, если есть Проскомидия. Отличия таковы: при поминовении на Ектении имена читаются громко перед престолом с особенными, усиленными прошениями о духовных и житейских нуждах поминаемых живых и сугубыми прошениями о усопших христианах. Таким образом, Треба «Проскомидия с Ектенией» означает, что поминаемое имя произносится на Литургии дважды, первый раз у жертвенника, второй у престола.

О значении Проскомидии из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца.

«Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то-есть — долговременным поминовением.

Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер. Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею.

Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся.

Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: «Я буду завтра служить литургию, придите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем».

Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии.

Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга».


Спаси всех Господь!

3