Присоединение к Православной Церкви

Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1‑го (8‑е и 19‑е правила) и II-го (7‑е прав.) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию (95‑е правило).

Различают три способа присоединения к Православной Церкви:

  • католиков, если они миропомазаны (конфирмованы), присоединяют к Православной Церкви по третьему чину — через Покаяние, если только будет достоверно известно, что они приняли конфирмацию в своей Церкви. Так же присоединяются, старокатолики и крещеные в Армяно-Григорианской Апостольской церкви.
  • англикане, лютеране, реформаты, старообрядцы и современные раскольники (например, украинские филаретовцы1 принимаются по второму чину — через Миропомазание.
  • неопятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты, адепты «Богородичного центра», последователи лжехриста Виссариона и т.п.2 присоединяются к Православной Церкви по первому чину — через Крещение.

Следует помнить, что крестить необходимо и тех представителей протестантских конфессий, которые были крещены в одно погружение, что прямо запрещается 7‑м правилом II Вселенского Собора, или которых крестили окроплением так, что ни одной капли воды не попадало на крещаемого.
Совершение присоединения раскольников предоставлено священникам без предварительного особого разрешения епархиального архиерея, если только у священника не возникнут какие-либо сомнения (например, в искренности обращающегося); в противном случае, он обязан, не приступая к присоединению, представить дело на рассмотрение своему правящему архиерею, с изложением причин своих сомнений (Уст. Конс. 25). Сам чин их присоединения состоит в торжественном отречении присоединяемого перед Церковью от его прежних заблуждений, в исповедании догматов Православной Церкви и клятвенном обещании всегда сохранять единение с нею и послушание ей; наконец — в разрешительной молитве священника, в совершении Таинства Миропомазания (если присоединяемый не получил его прежде в своей Церкви), и в приобщении Тела и Крови Христовой. При этом чине у присоединяемого должен быть восприемник.

Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. I, 17).


Существуют формальные условия признания действительности Таинств, исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви.

Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания.

Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро. Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога) с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов).

Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе).