Можно ли читать акафисты в Великий Пост?

Можно ли читать акафисты в Великий Пост?


«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6:16).

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес.5:16–18).

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12).

«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор.13:11).


Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

***

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:

  • возглас “радуйся” не соответствует настроению поста;
  • в храме в пост обычно акафисты не читают.

Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики.

Церковный Устав как раз именно на Великий Пост устанавливает чтение Акафиста.

Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.


священник Константин Пархоменко:

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

***

протоиерей Владимир:

Можно ли читать акафист в пост? Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста.

***

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

***

священник Антоний Русакевич:

Многие христиане следуют благочестивой традиции и читают акафисты – особые молитвенные воззвания к Богу, Пресвятой Богородице и святым – келейно, дома.

Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Немало людей прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не заменяют. И все основано на странном домысле: мол «Радуйся» (а в акафистах это слово часто употребляется), читать в пост нельзя.

Действительно, пост – особое время для покаяния, а не для радости. Однако это слово относится не к нам, а к святому, которому читается акафист. Святые люди находятся в раю и у них там вечная радость, вечная Пасха. Там нет уже место для печали. Читая акафист, мы обращаемся к святому, восхваляем его и просим его нам помочь.

В субботу 5‑й недели Великого Поста даже в храмах по уставу положено читать акафист Благовещению Пресвятой Богородице на богослужении. То есть, Церковный Устав не запрещает читать акафист в Великом Посту, а даже предписывает, когда это нужно.

Так что в вашем участии в общей соборной молитве, в чтении акафистов в период Великого Поста не только нет никакого греха, но есть душеполезное и благодатное дело!

Однако уместно сделать исключение на две недели:

• На Страстной неделе акафист стоит заменить чтением Евангелия (по 2–3 главы за акафист).

• Также, на Пасхальное неделе давайте заменим чтение акафиста Пасхальным каноном.

Потому что по Типикону святые не поминаются за богослужением от Лазаревой Субботы до окончания Пасхальной недели. Но это всего 2 недели во всём Церковном году.

Если кто-то не прочтет эту рекомендацию, и будет читать акафист на Страстной и Пасхальной неделе, ничего в этом страшного не будет.

Молитва грехом не бывает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.